БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ

Из Библии нам известно, что Иисус ходил по земле, проповедуя, открывая людям Слово Божье. За Ним шло множество людей, это были не только Его ученики, но и простые люди, а также люди очень религиозные, "сверхнабожные", можно сказать - это были фарисеи. Все хотели слышать, что же говорит Иисус, но не все могли слушать. А в словах Иисуса было нечто особенное, Он говорил слова жизни, слова благодати. Люди шли за Ним, потому что понимали и верили, что Его слова принесут им освобождение и существенное благо. Библия говорит, что мудрость Божья даёт нам существенное благо, то есть, благо для нашей жизни. (Притчи 8 гл.). Но не все это понимали. Посмотрим на одну из ситуаций в жизни Иисуса.
Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и садукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
Ещё ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? (Матфея 16:5-10).

Мы видим здесь, что ученики Иисуса не поняли, что Иисус говорил не про хлебную закваску, а про закваску фарисейскую. Они полагали, что опять забыли взять хлеба с собой. Но, Иисус, напомнив им о подобной ситуации, сказал:
Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и садукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и садукейского. (Матфея 16:11-12).
Мы понимаем, что Иисус на протяжении своей жизни говорил много слов, но в Библию записано только то, что имеет значение, актуально также и для нас. В этом месте Писания есть истина. Она нам открыта для того, чтобы мы действительно могли избежать проблемы. А она существует, раз Иисус предупреждал о ней. Он видел большую опасность, грозящую даже Его ученикам, и, которая может грозить и нам. "Берегитесь учения фарисейского!".
Фарисейское учение действительно было опасностью для учеников Иисуса. Ученики жили в обществе, которое, в сущности, было фарисейским, потому что фарисейская религия тогда доминировала в Израиле. Но ученики верили в Бога не так, как верят фарисеи. Поэтому Иисус их предупреждал, чтобы они остерегались закваски фарисейской, чтобы она их не проквасила.
Можно провести аналогию действия настоящей закваски. В Израиле раньше не знали о дрожжах, их просто не было. И поэтому, от старого вскисшего теста оставлялась небольшая часть и клалась в новое тесто, эта закваска быстро проквашивала новое тесто.
Таким образом, Иисус говорил своим ученикам, чтобы они береглись, потому что фарисейская закваска может попасть в их "чистое бесквасное тесто", и они, проквасившись, могут стать такими же, как и фарисеи. Это обращение Иисуса относится также и к нам. Мы тоже должны беречься, это наша ответственность. Нам просто необходимо себя оградить, сохранить от учения фарисейского, чтобы оно не попало в нас и не проквасило.

Теперь посмотрим, что же из себя представляет учение фарисейское.
Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я Павел говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. (Галатам 5:1-2).
Эти слова Павел обращает к верующим людям, христианам. Эти христиане были язычниками, и никогда не совершали иудейских обрядов. Когда им было проповедано евангелие об Иисусе Христе, они уверовали, приняли Божью любовь, покаялись, освободившись от греха. Они стали настоящими христианами, верующими до определённого момента. Потому что пришли некие учителя, фарисействующие христиане, и стали учить их совсем другому. Эти фарисеи предлагали им верить не только в Бога, но и исполнять по закону Моисея некоторые обряды. Например, обрезание. Христиане послушались фарисеев и стали обрезываться. Затем они узнали от фарисеев, что этого недостаточно, что нужно исполнять ещё и другие заповеди, например субботу и так далее. На что Павел говорил, что законы фарисейские и живой Иисус не могут быть вместе, потому что:
Ещё свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. (Галатам 5:3).
Павел говорит, что, если люди хотят взять из закона несколько заповедей, тогда нужно брать весь закон. Всё или ничего. А в законе Моисеевом более трёхсот заповедей и все их нужно исполнять, если они хотят поступать по закону. Поэтому предстоит выбор: либо Христос и Его благодать, либо закон, которым они будут оправдываться.
Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры; Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Галатам 5:4-6).

Здесь речь идёт о праведности нашей. Существует два типа праведности: во-первых, праведность от закона; во-вторых, праведность от веры. Посмотрим, в чём их различие. Праведность от закона предполагает, что человек - праведник по закону, не должен нарушать ни единой заповеди закона. Но человеку невозможно исполнить все заповеди закона, особенно Божьего. Библия говорит, что многие пытались, но ни у кого не получилось. Апостол Павел говорит:
Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Римлянам 7:15-17).
То есть, если мы будем искать праведности от закона, Библия говорит, что невозможно будет её найти. Ибо в Послании к Галатам 3:11 написано: "А что законом никто не оправдается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет".

Рассмотрим второй вариант праведности - по вере. Библия говорит, что
"все согрешили и лишены славы Божией" (Римлянам 3:23).
Но Иисус искупил нас, дал нам Свою праведность, так как не сделал ни единого греха, умерев за наши грехи. Он умер, чтобы дать нам Свою праведность, праведность по вере. Поэтому галаты уверовали в благодать, в евангелие Иисуса Христа. Но что произошло дальше.
Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает всё тесто. (Галатам 5:7-9).
Павел снова говорит здесь о закваске фарисейской. Он говорит, что пришли некие люди и сказали вам, что то, что сделал Иисус, для вас недостаточно, Его благодати недостаточно, нужно соблюсти ещё некоторые заповеди: обрезание, суббота и т.д.
Посмотрим теперь на составляющие этой фарисейской закваски.
И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Матфея 6:5-6).
Иисус говорит, что даже святое дело - молитва может быть превращена в мёртвую религию. Это делали фарисеи. Они останавливались на улице и молились, чтобы показаться перед людьми. Иисус видел всё это. Иисус тоже молился при людях, но у Него были другие мотивы. Он молился Отцу живой молитвой веры. Фарисеи же молились, чтобы показаться религиозными, чтобы выполнить "мёртвый" обряд. То же самое они делали и в синагогах, на собраниях. Поэтому нам необходимо усвоить следующее. "Молюсь, потому что нужно молиться" - это уже малая закваска. Наша молитва должна состоять из слов веры. Наш Бог - это живой Бог. То есть, молитва - это не заклинание, а слова, обращённые лично к Богу. Мы должны верить, что Бог нас слышит, слышит о чём мы Ему говорим в данный момент. Бог слышит даже то, что мы говорим внутри себя, не устами произнесённые слова. Он совершенно знает всё. Это большая драгоценность, если мы верим в это, потому что тогда нам не нужно до Бога докричаться, нам не нужно никуда идти. Ибо Бог Вездесущий и Всевидящий. И если мы находимся там, где есть Бог, Он может нас слышать. Но фарисейство сделало из молитвы, из общения с Богом мёртвую религию, которая не имеет живого общения. Можно молиться самой святой молитвой и это будут пустые слова, так как эти слова без веры. Молитва - это не угождение Богу, это живое общение с Богом. Бог отвечает на молитву, Он имеет это желание. Это происходит с каждым рождённым от Бога. Если этого нет, тогда необходимо родиться свыше. Иисус говорил, что рождённый от Бога слышит голос Духа Божьего (Иоанна 3:8). Для нас это реально. Поэтому нам, верующим в этом отношении нужно бодрствовать, чтобы не превратить общение с Богом в "мёртвый" обряд, избегать фарисейской закваски.

Далее…
Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: "учитель! учитель!" (Матфея 23:5-7).
Иисус говорит о фарисеях, что они все дела свои делают затем, чтобы видели их люди. Фарисеи делают добрые дела для популярности, а не потому что они любят людей. Иисус говорил, что мы Его ученики и мы свет миру, и, что наши дела также должны быть явными для мира, что люди должны видеть наши добрые дела и прославлять Отца нашего Небесного. Но фарисеи делают свои добрые дела для собственного рейтинга, для собственной популярности. Разница в мотивах сердца. К сожалению, фарисейство потихоньку стало прокрадываться и в христианство. Мы говорим, что добрые дела нам важны, но Иисус говорил, что эти дела должны делаться так, чтобы правая рука не знала, что делает левая, чтобы не трубить перед собою и перед людьми о своих милостынях и добрых делах. Это мотив сердца. Искать себе дешёвой популярности - это не от Бога. Иисус - есть самый популярный в мире человек, но Он не строил свою популярность, не устраивал предвыборной компании, Он просто делал людям добро, то, что мог делать. И Его дела не могли скрыться. Ничего не бывает тайного, всё становится явным. И добрые дела скрыться не могут.
Никто, зажегши свечу, не ставит её под кроватью, но ставит её так, чтобы она светила всем (Луки 8:16).

Но фарисейство приняло другую сторону - эгоизм. Именно эгоизм в области добрых дел и отличает фарисея от христианина. Нам нужно бодрствовать, чтобы наше "Я" над нами не господствовало. Если мы будем ему потакать, мы очень легко можем прокваситься. Фарисеи же для "отличия" одевали религиозные одежды, носили на лбу и на рукавах написанные цитаты из закона Моисеева. Всё это было неестественно, религиозно, для имиджа и популярности.

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: "почитай отца и мать"; и: "злословящий отца или мать смертью да умрёт". А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: "дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался", Тот может и не почитать отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
(Матфея 15:3-6).

Здесь мы видим ещё одно проявление фарисейской закваски - устранение заповеди преданиями и традициями. То есть фарисеи имели религию, которая по-своему учила людей, что нужно и как нужно делать. Они постоянно издавали всё новые и новые заповеди, новые законы. Например, заповедь о том, что нужно мыть руки перед едой, которую они возвели в Божью заповедь. И таких заповедей было много. Одна из них описана в этом месте Писания. Иными словами, они сказали, что если ты отдаёшь Богу то, чем могли бы пользоваться твой отец и твоя мать, то ничего страшного, можешь отдавать. Иисус опять обличает фарисеев, говоря, что, таким образом, вы вашими преданиями устранили заповедь Божью, то есть вы сказали, что Бог не прав. Вы как бы её улучшили, но на самом же деле её устранили, исключив из своей жизни. Сегодня в нашем обществе много традиций, неписанных правил, преданий, то есть то, что переходит из поколения в поколение. Например, в Библии написано:
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство;
но исполняйтесь Духом (Ефесянам 5:18).
Существует традиция в нашем обществе выпить за что-то, помянуть кого-нибудь, эта традиция возведена даже в ранг достоинства. На самом деле этой традицией слово Божье отменили. Фраза "не упивайся" не обозначает норму. Здесь альтернативы нет и быть не может. Речь идёт не о дозах. Речь идёт о том, что не алкоголь, а Дух Святой. Наши традиции, вроде бы хорошие, добрые с виду, устранили заповеди Божьи. И эти традиции "хороши" до определённого момента, до того, пока они не противоречат Божьему Слову. Поэтому нам, верующим, надо бодрствовать, не допуская этого в своей жизни. Можно привести ещё один пример. Бог говорит: "Не сотвори себе кумира, Я - Господь ваш, живой Бог". Однако традиция общества - поклоняться и служить изображениям, освящая их. Они якобы помогают, исцеляют. Но это обман. Рисовать картины, изображения, конечно, можно, но служить им, поклоняться - нет. Это и есть фарисейская закваска, потому что заповедь Божья устраняется преданием человеческим.

Далее…
А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти, или погубить? Но они молчали. И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, вышедши, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. (Марка 3:4-6).
Заметим, что Иисус умышленно нарушил предание фарисейское. Фарисеи считали, что в субботу вообще ничего нельзя делать. Иисус же умышленно исцелил в субботу человека. По их преданию это было грехом. Поэтому они вышли и составили совещание против Иисуса, как бы погубить Его. Это ещё одна отличительная черта фарисейства - постоянная вражда с Помазанником. Фарисеи всегда противились Духу Божьему. В ветхозаветные и новозаветные времена для Божьих учителей, пророков, для Иисуса и Его учеников самой большой "проблемой" были не простые грешники: алкоголики, блудники и т.д., а люди религиозные, которые претендовали на то, чтобы быть верующими. Иисус их постоянно обличал, говоря, что они из веры сделали мёртвую религию. А фарисеи выходили, и тут же составляли заговор против Иисуса, с тем, чтобы Его погубить. Это отличительная черта фарисейства. Это можно увидеть и в начале Ветхого Завета, в начале Библии. Возьмём Каина и Авеля. Мы знаем, что они оба принесли жертвоприношения Богу. Жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина - нет, так как Авель принёс жертву по слову Бога - ягнёнка, а Каин принёс произведения земли, плод рук своих. За это Бог её и не принял. В результате Каин возненавидел брата, так как дела Авеля были более праведные, нежели его. Эта ненависть ещё от Каина простирается на все века. Люди, которые помазаны Божьим Духом, Духом Иисуса Христа, точно также раздражают, выводят из себя всех фарисеев. Они у них вызывают ненависть, заговоры. Почему так происходит? Да потому что учение Иисуса Христа радикально, не имеет компромиссов. Истина заставляет либо измениться, либо враждовать. Истина не относится к неправде лояльно. Истина режет. Написано:
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евреям 4:12).
Для нас есть два варианта: принять истину и покаяться, либо враждовать. Лучше всем сердцем покаяться и идти за Иисусом.
Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
И не позволял, чтобы кто пронёс чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: "дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов"? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники и искали, как бы погубить Его; ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. (Марка 11:15-18).

Отсюда видно, что книжники и фарисеи боялись Иисуса, поэтому они враждовали. Вражда их исходила из боязни, так как оказываясь в общении с Иисусом, они тут же оставались обличёнными и постыжёнными. Потому что из уст Иисуса исходила необыкновенная мудрость. Фарисеи много раз приходили к Иисусу и хотели Его уловить, задавая каверзные вопросы, цитируя "на свой лад" места Писания. Но постоянно оставались в стыде, так как премудрость Божья даёт такие уста, которым не могут противостоять и противиться никто из фарисеев. Для человека, помазанного Духом Божьим, диалог с фарисеем - это не проблема, но для них это проблема, потому что они оказываются постыжёнными. За это они Иисуса ненавидят и Его помазанников. Очень важно для нас бодрствовать и в этом отношении. Интересно, что никто из фарисеев не хотел изначально быть богопротивником. Они думали, что угождают и служат Богу, даже, распиная Иисуса на кресте. В этом заключена тонкость. Все мы должны бодрствовать, так как все хотим Богу угождать, служить и быть верными, поэтому необходимо остерегаться закваски фарисейской, защититься, чтобы соблюсти чистоту учения Христова.

Рассмотрим следующее место Писания.
Сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но, Иисус наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. (Иоанна 8:4-9).
Фарисеи привели к Иисусу блудницу, чтобы Он произвёл суд. Они знали, что Иисус часто говорил вещи, которые "как бы" противоречили закону Моисея. На самом же деле - нет. Они решили Его уловить, найти Ему обвинение. Фарисейская закваска проявляется ещё и в том, чтобы осуждать грешников, будучи сами грешниками; скрывая свои грехи, осуждать других. Фарисеи думали, что, осуждая других, себя оправдывают. Но это было не так. Будучи сами грешниками, они хотели побить женщину камнями. Но, после диалога с Иисусом снова остались постыжёнными. Никто перед Богом не дерзнул, все фарисеи были обличаемы совестью. Поэтому нам, верующим нельзя никогда допускать в своё сердце осуждения других людей, какими бы грешниками они не были. Бог им судья. Мы также имеем в своей жизни грехи, за которые нужно каяться. И мы не должны быть лояльными к греху. Мы должны осуждать грехи, а не людей. Мы не имеем право брать на себя роль судей и выносить людям приговор. Фарисеи делали это. Это закваска фарисейская.
Вернёмся к ситуации, когда Иисус умышленно нарушил традицию фарисеев, которые "в обязательном порядке" мыли руки перед едой.
Иисус сказал: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды"
(Матфея 23:25).
Фарисейство проявляется также в том, чтобы уделять внимание только внешнему, не обращая внимания на внутреннее. Написано, что Бог не лицеприятен, Он смотрит не на лицо, а на сердце. Нет смысла нам перед Богом внешне выглядеть религиозно. Иисус учил, что нам, в первую очередь, надо заботиться о внутреннем: о сердце, о душе, а потом о внешнем. Эти вещи не взаимозаменяемы. Речь о том, что надо начать с сердца. Приоритетам нужно поставить внутреннюю чистоту. Потому что фарисейская закваска незаметно прокрадывается к детям Божьим. Бог говорит: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня (Матфея 15:8).
В Библии, также написано:
Когда вы приходите являться пред лице Моё, - кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? (Исаия 1:12).

То есть нет смысла делать религиозные вещи, когда сердце далеко отстоит от Бога. Поэтому Иисус очень сильно противился фарисейской закваске. И нам нужно защитить своё сердце, свой разум, душу от влияния этой закваски.
Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что нам незачем делаться религиозными людьми. Иисус жив, и нам нужно жить и служить живому Богу. А Бог не где-то там далеко, Он рядом с нами везде, где бы мы ни были. Поэтому настолько важно нам, детям Божьим, не уклониться в эту мёртвую религию, не сделаться фарисеями и не прокваситься. Нужно помнить, что даже очень малая закваска со временем квасит всё тесто. Поэтому будем бодрствовать и противостоять влиянию учения фарисейского.

Константин Ветров

Сайт управляется системой uCoz